Целевая модель наставничества — система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Наставничество – это универсальная технология передачи опыта и знаний от наставника к наставляемому через неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве.
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль наставника, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его активной социальной и профессиональной позиции.
В России декабре 2019 года утверждена методология (целевая модель) наставничества обучающихся. Реализация данной модели направлена на обеспечение достижения сквозного результата федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» и предусматривает вовлечение в различные формы сопровождения и наставничества не менее 70% обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования.
Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта.
Нормативно-правовые акты федерального, регионального, муниципального, институциального уровней в сфере наставничества
Наименование документа | Электронная ссылка |
Федеральный уровень | |
Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» | просмотр |
Письмо Министерства просвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися») | просмотр |
Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях (2021 г.) | просмотр |
Региональный уровень | |
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 29.05.2017 № 239 "О наставничестве в образовательных организациях, подведомственных Министерству образования и науки Удмуртской Республики» | просмотр |
Приказ по основной деятельности № 255 от 16.02.2022 «Об организации работы по внедрению Региональной целевой модели наставничества педагогических работников и обучающихся в образовательных организациях Удмуртской Республики» | просмотр |
Муниципальный уровень | |
Приказ Управления образования Администрации города Ижевска от 26.04.2021 г. № 165 "Об организации наставничества в муниципальных образовательных учреждениях, подведомственных Управлению образования Администрации города Ижевска" | просмотр |
Приказ Управления образования Администрации города Ижевска от 04.03.2022 г. № 100 «Об организации работы по внедрению Муниципальной целевой модели наставничества педагогических работников и обучающихся в муниципальных образовательных организациях города Ижевска» | просмотр |
Информация о внедрении и реализации Целевой модели наставничества в МБОУ «Гимназия № 83»
№ п/п | Наименование документа | Электронная ссылка |
1. | Приказ о внедрении целевой модели наставничества в МБОУ «Гимназия № 83» | просмотр |
2. | Программа наставничества образовательной организации | просмотр |
3. |
Приказ о назначении куратора, наставников и наставляемых в рамках реализации целевой модели наставничества подписать |
просмотр |
4. | Положение о наставничества | просмотр |
5. | Приказ о назначении куратора внедрения и реализации целевой модели наставничества педагогических работников и обучающихся образовательных организаций в образовательной организации | просмотр |
6. | Количество наставнических пар/групп | 6 |
7. | Приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп | |
8. | Количество утвержденных персонализированных программ наставничества педагогических работников в МБОУ «Гимназия № 83» | 3 |
9. | Количество педагогов - молодых специалистов (с опытом работы от 0 до 3 лет) образовательной организации, вошедших в программы наставничества в роли наставляемого от общего числа педагогов - молодых специалистов (с опытом работы от 0 до 3 лет) образовательной организации. | 1 |
10. | Количество педагогов гимназии вошедших в программы наставничества в роли наставника от общего числа педагогических работников образовательной организации | 7 |
11. | Количество предприятий (организаций), вошедших в программы наставничества | 1 |
12. | Уровень удовлетворенности наставляемых участием в программах наставничества, % | 100% |
13. | Уровень удовлетворенности наставников участием в программах наставничества, % | 95% |
14. | Количество детей в возрасте от 10 до 19 лет, вошедших в программы наставничества в роли наставляемого от общего количества детей МБОУ «Гимназия № 83». | 1 |